Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Архив сайта
    Апрель 2015 (1)
    Ноябрь 2014 (2)
    Сентябрь 2014 (2)
    Июнь 2014 (1)
    Апрель 2014 (2)
    Февраль 2014 (6)
    ДУНАЕВ Николай Пантелеевич - Герой Советского Союза
    Автор: MARISHS | 10-09-2012, 11:47


    Дунаев Николай Пантелеевич родился 5 Мая 1918 года в деревне Колено, ныне село Елань - Колено Новохоперского района Воронежской области. Окончил 9 классов. Учился в Борисоглебскомм аэроклубе, работал инструктором районо по начальным школам. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году получил направление в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, которую успешно окончил.

    С Ноября 1941 года Младший лейтенант Дунаев Николай Пантелеевич на фронтах Великой Отечественной войны. До Марта 1942 года сражался в 66-м ИАП. Участвовал в воздушных боях на Юго - Западном фронте. С Марта по Июнь 1942 года - в 162-м ИАП. С Июня 1942 года по Май 1943 года - в 516-м ИАП. С Мая 1943 года по Июнь 1944 года - в 270-м ИАП ( 152-м ГвИАП ). С Июля 1944 года по Май 1945 года - в 156-м ГвИАП.

    Дунаев Николай Пантелеевич сражался под Воронежем и Сталинградом, на Курской дуге и под Харьковом, над Днепром и в Молдавии, свой последний воздушный бой провёл над Берлином.

    К числу самых памятных схваток относится бой на Курской дуге 13 Июля 1943 года, когда, сбив бомбардировщик Ju-88, Дунаев Николай Пантелеевич был атакован истребителем Ме-109. В долгом, изматывающем поединке ему удалось зажечь неприятельскую машину длинной очередью, но после боя техники насчитали на его "Яке" десятки пробоин.

    К концу Августа 1943 года командир эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка ( 203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт ) Капитан Дунаев Николай Пантелеевич совершил 337 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 13 самолётов противника и 7 в составе группы.

    23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Дунаев Николай Пантелеевич удостоен звания Героя Советского Союза.

    Всего Дунаев Николай Пантелеевич произвёл 592 успешных боевых вылета, в 65 воздушных боях лично сбил 25 и в группе с товарищами 9 самолётов противника.

    После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы в Липецке. Летал на реактивных самолётах. В 1960 году демобилизовался в звании Полковника. Работал инспектором Министерства гражданской авиации. Последние годы жил в Москве. Работал начальником крупной автобазы.

    Дунаев Николай Пантелеевич награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

      
                                                                                                  * * *

    Декабрь 1941 года. Под нажимом советских войск фашисты откатываются от Москвы. Истребительный авиационный полк, в котором тогда служил Дунаев Николай Пантелеевич, перебазировался на новый аэродром - небольшую полевую площадку, каких в Подмосковье немало. Сразу получили приказ: перекрасить истребители в белый цвет. Лётчики и техники приступили к работе.

    В эскадрилье Дунаева Николая Пантелеевича успели выкрасить только по одному крылу на каждой машине, когда в небо взвилась ракета. Лётчики бросились по кабинам. Взлёт, быстрый сбор группы. В боевом порядке эскадрилья устремилась на перехват противника. При подходе к линии фронта показались бомбардировщики, 2 девятки "Хейнкелей-111". Эскадрилья с ходу атаковала врага. Лоб в лоб. Звеньями, в плотном строю. Один бомбардировщик сразу же загорелся. Это привело в замешательство группу. Сбросив бомбы, фашисты начали разворот на запад. Некоторые попытались уйти снижением. Дунаев разделил эскадрилью на пары. Они настигали самолёты и уничтожали их поодиночке.

    Несколько "Хейнкелей" не вернулось в тот день на свою базу, а немецкая печать сообщила, будто бы у русских появились новые скоростные истребители с одним белым крылом. У страха глаза велики: в течение нескольких дней немецкие лётчики избегали воздушных боёв с "Яками" необычной раскраски. Узнав об этом, командир дивизии генерал Баранчук приказал: на всех самолётах соединения закрасить по одному крылу.

    Поддерживая конников 1-го Гвардейского корпуса, действоваших в глубоком тылу врага, лётчики перелетели на прифронтовой, никем ещё необжитый аэродром. Даже землянок не было. Спали на снегу, у костра. Дождавшись утра, поднимались в небо, находили противника, вступали в бой.

    Враг обнаружил аэродром и начал производить налёты. "Мессеры" подходили с солнечной стороны. Задросселировав моторы, снижались до 300 - 400 метров, бросали бомбы или, внезапно атаковав заходящего на посадку лётчика, уходили. Особенно назойливо и бесцеремонно действовала пара "охотников", очевидно, асов.

    Дунаев получил приказ: подкараулить и сбить ведущего этой пары. Взлетели парой на рассвете. Набрали высоту 4000 метров, ждут. Проходят 5 минут, 10... Фашистов пока не видно. Но вот вдали показались 2 тёмные точки. Они... Прикрываясь солнцем, советские лётчики пошли в лобовую атаку. Ведущий фашист, обнаружив "Яки", с разворота бросил машину в пике. Дунаев Николай Пантелеевич предвидел этот маневр и, имея в запасе скорость, устремился в погоню. Фашисту не удалось оторваться, но он продолжал сближаться с землей, уклоняясь от трасс огня. Немец хитрил. Его Me-109, более лёгкий, чем Як-1 по весу, меньше терял высоты при выводе из пикирования. На это фашист к рассчитывал: увлекшись погоней, советский лётчик неминуемо столкнётся с землёй. Но Дунаев Николай Пантелеевич вовремя разгадал замысел врага. При выводе из пике "Мессер" попал под огонь пушек "Яка" и свалился в 3-х километрах от аэродрома. На френче фашистского пилота было несколько Железных крестов.

    Истребитель Як-1. На такой машине одерживал свои победы Дунаев Николай Пантелеевич.

    Идут непрерывные схватки как на земле, так и в воздухе. Враг пытается бомбить наши войска. Возвращаясь с патрульного полёта, 8 истребителей во главе с Дунаевым Николаем Пантелеевичем встретили огромную - около 100 - группу фашистских бомбардировщиков. По сигналу командира лётчики врезались в строй головной группы, заставили её повернуть. Затем атаковали вторую, третью... Враг не выдержал, потеряв 5 машин, развернулся на запад.

    Воевать не числом, а умением стало законом эскадрильи Дунаева. Сам командир, отважный воздушный боец, волевой и находчивый, был примером для лётчиков, у него учились, ему подражали.

    17 Декабря 1941 года группа Дунаева Николая Пантелеевича вылетела на перехват вражеских бомбардировщиков. "Юнкерсы" шли в колонне девяток. 36 бомбовозов. Сзади - истребители, 12 Ме-109. Всего 48 машин. А наших всего 7. Почти 7-кратное численное превосходство. Казалось, эту силу ничто не может свернуть. А свернуть было необходимо, и любой ценой: враг шёл на Москву.

    Дунаев оценил обстановку и опытном взглядом бойца сразу увидел пробел в обороне фашистов. Истребители шли сзади последней, 4-й по счёту девятки, на значительном удалении и в данный момент могли прикрыть только её одну. Но через минуту обстановка могла измениться в корне, стоило только хотя бы звену истребителей выйти вперёд, на уровень 2-й или 3-й девятки. Упустить этот момент - проиграть бой.

    Не теряя драгоценного времени, подал команду:

    - Атакуем головную группу !

    Командир был уверен в своих пилотах, в их мастерстве, отваге, готовности постоять друг за друга. И они атаковали всей группой, в плотном монолитном строю. Схватка длилась недолго. Потеряв 7 самолётов, враг повернул обратно. Отважная семёрка без потерь вернулась домой.

    Не следующий день 6 "Яков" под командованием Дунаева Николая Пантелеевича встретили 30 бомбардировщиков в сопровождении 18 истребителей. На этот раз, 8-кратное превосходство ! Это не смутило ни командира группы, ни его боевых товарищей. Они уже знали, как надо драться с численно превосходящим врагом. Дунаев Николай Пантелеевич атаковал флагманский "Юнкерс", зажёг его. Вспыхнувшая в строю машина ведущего - зрелище не из приятных для его ведомых. И лётчики первой девятки, поспешно освобождаясь от бомб, бросились в разные стороны. Ещё атака, и ряды фашистов расстроились окончательно...

    "Отличный воздушный боец, техника пилотирования отличная. Всегда первый отыскивает противника и навязывает ому свою волю. Хорошо знает тактику врага и умело противопоставляет ей свою, действует решительно, отважно, хладнокровно".

    Так оценивается боевая работа офицера Дунаева Николая Пантелеевича в аттестациях военного времени. В одной из них, как в зеркале, отражён боевой рост истребителя, его тактическое совершенствование. В первые дни войны он обычно дрался с фашистами один на один. К концу 1941 года вступал в бой с 2-мя сразу, через месяц отважился выступить против 5-ти. Позже ему доводилось одному драться против 6 и даже 8 вражеских истребителей !

    Зрелый, тактически грамотный командир, он оставался спокойным в сложнейшей ситуации воздушного боя, умел правильно оценить обстановку, найти наиболее уязвимое для противника место удара, наносил его точно, неотразимо, парализуя способность к сопротивлению. Он навязывал врагу свою волю и побеждал, как правило, малыми силами, умно и смело руководя боем своих истребителей.

    Исключительно удачную по мастерству и дерзости операцию провёл Дунаев Николай Пантелеевич 19 Декабря 1941 года в районе Дорохово, под Москвой. Барражируя во главе 4 "Яков", Дунаев Николай Пантелеевич обнаружил вражеский аэродром и тут же принял решение атаковать. Истребители сделали 3 захода, подожгли несколько самолётов, склад с горючим. После этого вступили в бой с 8 Ме-109 и 3 сбили. Полёт продолжался всего полчаса, а урон противнику нанесен был немалый. И что очень важно, звено возвратилось домой в полном составе.

    А через 3 дня, прикрывая войска во главе своей эскадрильи, Дунаев Николай Пантелеевич снова встретил большую группу вражеских самолётов - около 30 "Юнкерсов" в сопровождении 6 истребителей. Ему "везло" на встречи с большими группами.

    Как и в тот день, 17 Декабря, воспользовавшись неудачным построением боевого порядка противника, Дунаев Николай Пантелеевич, не распыляя сил, немедленно, всей группой атаковал бомбовозы. Сам ударил ведущего, поджёг его. Спустя 2 - 3 минуты а землю врезались ещё 2 "Юнкерса". Их сбили ведомые. Потом схватились с подоспевшими "Мессерами", но боя не получилось. Увидев, что подопечные беспорядочно сбросили бомбы и развернулись, немецкие истребители ушли вслед за ними.

    В тот же день произошла ещё одна схватка. Но в этот раз эскадрилья встретила уже с 2 девятки "Юнкерсов", прикрываемых 6 Ме-109. Пара завязала бой с "Мессерами", остальные во главе с командиром атаковали бомбардировщиков. Дунаев Николай Пантелеевич снова сбивает флагмана. Он уже знает, что гибель фашистского вожака, как правило, приводит к расстройству боевого порядка, потере огневого взаимодействия в группе. Ещё атака, и в землю врезаются 2 машины. Их сбили ведомые командира. Не дойдя до цели, экипажи "Юнкерсов" сбросили бомбы, повернули вспять.

    И такие дни - не редкость...

    Боевая история эскадрильи Дунаева Николая Пантелеевича изобилует примерами героизма, проявленного лётчиками при выполнении боевых заданий. В документах и воспоминаниях фронтовиков - однополчан чаще других рядом с именем командира упоминаются имена его боевых товарищей: Фирсова, Страхова, Бирюкова, Леонова. Это они вместе со всем советским народом отстояли честь, свободу и независимость Родины, прославили своими боевыми делами силу оружия, созданного гением советского человека. Почти ежедневно на протяжении долгих и суровых лет они поднимались в грозное небо войны, навстречу врагу, а впереди всегда шёл Дунаев Николай Пантелеевич, их командир.

    Группа лётчиков - асов ( слева направо ): Дунаев Николай Пантелеевич, С. А. Карнач и Н. В. Буряк.

    После боёв под Москвой Николай Пантелеевич Дунаев сражался над Курским выступом. Сбив к тому времени 13 вражеских самолётов лично и 7 в группе с товарищами, был представлен к высшей степени отличия.

    За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

    Упорно, в непрерывных боях продвигался потом на запад и последний воздушный бой провёл 30 Апреля 1945 года в дымном небе Берлина, сбросив на землю 25-й по личному счёту вражеский самолёт. А всего лично и в группе с товарищами уничтожил 34 самолёта. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 22 личные и 8 групповых побед лётчика. ]

    После Великой Отечественной, продолжая службу в Военно - Воздушных Силах, Дунаев Николай Пантелеевич был заместителем командира полка. В 1947 году стал работать в системе ДОСААФ - начальником лётной части краевого Краснодарского аэроклуба. За 2 года при его активном участии аэроклуб выпустил сотни лётчиков, парашютистов и планеристов.

    В конце 1949 года Дунаев Николай Пантелеевич снова попросился в Военно - Воздушные Силы: потянула к себе реактивная авиация. Летал сначала на истребителях, потом на бомбардировщиках. Служил в Прибалтике, на Сахалине, Камчатке. Командовал полком.

    В 1960 году Гвардии полковник Дунаев Николай Пантелеевич ушёл в запас. С лётной работой расстался, с авиацией вообще - не мог. Слишком много ей было отдано - все годы сознательной жизни. Бывший военный лётчик стал работать в Гражданской авиации.

    Любовь свою к небу и самолётам, он передал сыновьям, Виктору и Геннадию. И их увлекли крылатые машины. Конкурс в Сасовское училище Гражданской авиации был огромным - 25 человек на место. Поступить нелегко, но отец твёрдо сказал старшему сыну:

    - На меня не надейся, пробивай дорогу самостоятельно.

    Так же сказал и младшему. На опыте своём убедился: небу нужны трудолюбивые, волевые, непреклонные в своём стремлении люди. Оба сына поступили в училище. Отец навестил своих сыновей. Походил по учебным классам, был на полётах, говорил с командирами Виктора и Геннадия. Уехал спокойный, удовлетворённый. Хорошо сыновья летают, твёрдо идут по пути своего отца.





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 1123 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Воронежа?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    V o r o n e j m e n . r u
     Издательство: Патриот Воронежа.
     Редактор: Бородин Сергей
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: Россия, г. Воронеж, ул. Плехановская, 29
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта voronejmen.ru рассказать о жителях города Воронеж, историе нашего города. Распространяя информацию о городе Воронеж, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь историей города Воронежа, уважайте его жителей.
    Сделаем город Воронеж лучше совместными усилиями
    .