Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Архив сайта
    Апрель 2015 (1)
    Ноябрь 2014 (2)
    Сентябрь 2014 (2)
    Июнь 2014 (1)
    Апрель 2014 (2)
    Февраль 2014 (6)
    КУПРИН Александр Васильевич - русский художник-живописец из круга «Бубнового валета». Часть 2
    Автор: MARISHS | 29-10-2012, 13:26


    В 1910 году произошло знаменательное событие, в значительной мере определившее формирование наиболее яркой страницы в истории русского искусства. Группа молодых художников, в которую входили М.Ларионов, Н.Гончарова, И.Машков, П.Кончаловский, А.Лентулов, Куприн Александр Васильевич, В.Рождественский, Р.Фальк объединились для организации выставки (а позднее и общества художников), открывшейся в декабре 1910 года в Москве и называвшейся «Бубновый валет». Куприн Александр Васильевич долгие годы вынашивал мысль написать историю общества «Бубновый валет», действительным членом и казначеем которого он был с самого начала. В архиве художника сохранились документальные данные о выставочной деятельности общества, отчеты о его деятельности, а также план истории «Бубнового валета», которому принадлежит особое место среди многочисленных художественных объединений начала ХХ века. Дело в том, что практически каждый художник русского авангарда выставлялся на его выставках хотя бы один раз. Это касается и братьев В. и Д.Бурлюков, и Н.Гончаровой, и В.Кандинского, и М.Ларионова, и К.Малевича, и В.Татлина, и М.Шагала. Если учесть, что рядом с русскими художниками на выставках "Бубнового валета" экспонировались Ф.Леже и А.Матисс, Ф.Марк и Г.Мюнтер, П.Пикассо и Ж.Брак, становится понятно, что это объединение претендовало на участие в общеевропейском движении к обновлению искусства живописи. Куприн писал: «…в одряхлевший мир искусства стали проникать новые элементы… Французское искусство овладело нашими устремлениями, нашими помыслами, и французы стали нашими учителями. Позднее… глаза наши раскрылись на наше русское искусство (древнее), так как оно живо до наших дней и будет жить впереди веков, так как несет в себе элементы «большого искусства», непостижимо большого. Художникам стали доступны фрески древних храмов, иконы, архитектура, лубки, керамика». Исследователи творчества художников, входивших в объединение «Бубновый валет», называют еще одну составляющую их живописи – это предметы народного искусства: расписные подносы, лубочные картинки, деревянные и глиняные игрушки. Именно в натюрмортах Куприна Александра Васильевича подносы очень часто играют важнейшую композиционную роль. Примером может служить «Натюрморт с синим подносом», приобретенный у автора Иваном Абрамовичем Морозовым для своей знаменитой коллекции и оказавшийся рядом с выдающимися произведениями современной французской живописи. Мягкий, но интенсивный цвет подноса сопоставлен с "горящим" красным и зеленым перцем; белая ("сезанновская") драпировка, белый фарфор кофейника и тарелки заставляют сильнее звучать основные цвета, а центром композиции оказывается даже не сам предмет, а его изображение – цветы на подносе. Натюрморт был одним из самых любимых жанров для всех художников «Бубнового валета», но именно натюрморты Куприна Александра Васильевича обладают способностью открывать зрителю прекрасное в самых обыденных и будничных вещах. Это кувшины, подносы, чашки, кисти, книги, бутылки разной формы и цвета. Кроме того, художник любил сам делать предметы для своих натюрмортов из дерева, папье-маше, картона – но эти искусственные цветы и фрукты, использованные для жанра «мертвой натуры», обретали в процессе создания картины полнокровную жизненность. Работы Куприна Александра Васильевича могут служить примером живописного равновесия, продуманного и взвешенного построения композиции. Вспоминая слова А.А.Федорова-Давыдова о "натюрмортности" большинства картин бубнововалетцев, их можно в значительной мере отнести к "Лежащей обнаженной натурщице". Картина явно выстраивается как натюрморт, главным предметом в котором оказывается женская фигура, уложенная художником в не самую удобную с точки зрения живого человека позу. Она окружена традиционным для работ Куприна Александра Васильевича набором предметов: искусственные фрукты на блюде, металлический кувшин причудливой формы, папки с листами картона на заднем плане. Таким образом женское тело вводится в общую материю картины, как составная часть живописной композиции, выделяясь в ней только своей массой.
    В 1913-1914 Куприн Александр Васильевичзанимался изучением живописи за границей – он жил в Париже, на юге Франции, возвращался в Россию через северную Италию. Тогда же был написан пейзаж "Оливковые деревья. Ментона», показанный на выставке общества художников "Бубновый валет" в 1914 году. Это время, когда "бубнововалетцы" отходят от примитивизма и обращаются к сезаннистской живописной традиции. Куприн Александр Васильевич пишет вечный мотив оливковых деревьев, растущих на высушенной солнцем земле, движения кисти художника мазок за мазком создают на холсте четкую, архитектоничную форму натуры, избирая для этого сдержанную, серебристо-серо-зелено-голубую гамму красок. Картина проникнута ощущением вечности, безграничности и постоянства природы. Возвратившись в Россию, Куприн Александр Васильевич обращается к архитектурному пейзажу, и значительное место в его творчестве начала занимать урбанистическая тема («Завод под Москвой», «Фабричный пейзаж под Москвой»). В них художник выстраивает четкие геометрические объемы зданий, из которых «вырастают» ритмические цилиндры труб.
    После 1917 года Куприн Александр Васильевич, как и многие его соратники по «Бубновому валету» участвовал в плане « Монументальной пропаганды», и, в первую очередь, в оформлении Москвы к революционным праздникам. В 1918 году он стал преподавателем во ВХУТЕМАСе. Весной 1920 года состоялась Всероссийская конференция ВХУТЕМАСа, на которой было решено, что нужно открывать такие мастерские в провинции, и Куприн Александр Васильевич принял решение уехать в Нижний Новгород, руководить Нижегородско-Сормовскими Художественными мастерскими. Он прожил в Нижнем Новгороде два года, занимаясь педагогической деятельностью, а также выполняя обязанности Председателя секции ИЗО Губрабиса. В конце 1922 года Куприн Александр Васильевич возвратился в Москву и стал профессором живописи театрально-декорационного отделения ВХУТЕМАСа. Кроме того, он руководил шефской работой по оформлению театров и клубов Красной армии. В 1925 году Куприна Александра Васильевича избрали профессором керамического отделения ВХУТЕМАСа.
    После возвращения художника в Москву основной темой в творчестве Куприна Александра Васильевича стал пейзаж: подмосковный, среднерусский, восточного и центрального Крыма, индустриальный пейзаж, начало которому было положено в 1926–1928 годах на заводе им.Петровского в Днепропетровске и который занял преобладающее место в творчестве художника в 1930- е годы.
    С 1928 года Куприн Александр Васильевич начал преподавать рисунок и живопись в Текстильном институте в Москве. В 1929 году решением Ученого совета Наркомпроса РСФСР от 17 июня был утвержден в ученом звании профессора по кафедре живописи. В конце 1920-х годов были написаны замечательные крымские пейзажи Куприна Александра Васильевича: «Бахчисарай. Сумерки», «Бахчисарай. Вечер.Чурук-Су, «Бахчисарай. Заброшенная мечеть». Их продолжением можно считать замечательную картину 1937 года «Беасальская долина». В ней нашли свое воплощение те принципы пейзажа-картины, за которые боролся художник, «овеществлено» само понятие пространства и времени, заставляющего зрителя думать о бесконечности Вселенной.
    В тридцатые годы Куприн Александр Васильевич совершает ряд поездок на нефтяные промыслы в Баку, в Грузию (Тбилиси, Сурамский перевал, Кутаиси), но Гурзуф и Бахчисарай по-прежнему остаются его любимыми местами и постоянными темами для новых картин.
    По возвращении в Крым после Великой Отечественной войны Куприн Александр Васильевич создал в Феодосии ряд работ: – «Уцелевшие дома», «Феодосия. Полдень», «Феодосия. Карантинная Бухта».
    В 1950-е годы Куприн Александр Васильевич, несмотря на возраст, продолжает заниматься живописью, правда он больше не может ездить в творческие командировки, но у себя на даче в Песках под Москвой и в Крыму он постоянно пишет пейзажи и натюрморты.
    В 1954 году Куприн Александр Васильевич был избран членом-корреспондентом АХ СССР, а 13 сентября 1956 года утвержден в звании заслуженного деятеля искусств РСФСР.
    В 1957 году в Москве состоялась персональная выставка Куприна Александра Васильевича и скульптора Г.И.Мотовилова.
    18 марта 1960 года Александр Васильевич Куприн скончался.





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 1409 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Воронежа?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    V o r o n e j m e n . r u
     Издательство: Патриот Воронежа.
     Редактор: Бородин Сергей
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: Россия, г. Воронеж, ул. Плехановская, 29
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта voronejmen.ru рассказать о жителях города Воронеж, историе нашего города. Распространяя информацию о городе Воронеж, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь историей города Воронежа, уважайте его жителей.
    Сделаем город Воронеж лучше совместными усилиями
    .