Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Архив сайта
    Апрель 2015 (1)
    Ноябрь 2014 (2)
    Сентябрь 2014 (2)
    Июнь 2014 (1)
    Апрель 2014 (2)
    Февраль 2014 (6)
    КУПРИН Александр Васильевич - русский художник-живописец из круга «Бубнового валета». Часть 1
    Автор: MARISHS | 29-10-2012, 13:25


    Куприн Александр Васильевич родился 10 (23) марта 1880 года в городе Борисоглебске Тамбовской губернии (ныне Воронежская область), в семье преподавателя уездного училища В.И.Куприна. Его семья принадлежала к кругам небогатой русской провинциальной интеллигенции, дорожившей гуманистическими идеалами. Отец преподавал историю и географию, мать вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей; в доме всегда звучала музыка – его хозяйка не только много играла сама, но и учила сыновей. Маленький Куприн Александр Васильевич был в равной мере увлечен рисованием и музыкой, и эта музыкальность будет проявляться во все последующие годы, когда он даже сам сочинял небольшие музыкальные произведения, в том числе шесть фуг. Спустя годы, в мастерской в Лесном переулке в Москве будут собираться друзья художника, чтобы послушать его игру на построенном самостоятельно органе. И все-таки главным увлечением Куприна стало рисование. Развитию этого таланта мальчика немало способствовало то, что в гимназии, куда Куприн Александр Васильевич поступил в 1889 году, он встретился со своим первым наставником в области изобразительного искусства Н.А.Евсеевым.
    1893 году семья переехала в Воронеж, и Куприн Александр Васильевич до 1896 года продолжал учебу в воронежской гимназии, однако отношения там не сложились, и юноша, отказавшись учиться дальше, замкнулся дома, читая книги по искусству и самостоятельно занимаясь рисунком. В 1896 году умер отец Куприна Александара Васильевича и, чтобы поправить материальное положение семьи, Куприн Александр Васильевич поступил конторщиком в управление Юго-Восточной железной дороги. Одновременно он начал учиться в Воронежской бесплатной школе живописи и рисования при Обществе любителей художеств у Л.Г.Соловьева и М.И.Пономарева. Общее направление и методы преподавания в школе основывались на строгом изучении натуры и конкретном ее изображении. Там серьезно изучались основы композиции, теория перспективы, но главное достоинство составляла дружественная и свободная рабочая атмосфера, столь необходимая для образования будущих художников. Преподаватели не только учили своих учеников техническим и технологическим приемам, но старались воспитать в них интерес к философским вопросам искусства, поэтическое чувство природы, внимание к внутреннему миру человека. Однако, несмотря на такую дружескую и благоприятную атмосферу, существовавшую в Школе, провинциальная жизнь не могла удовлетворить молодого человека, жаждущего активной художественной жизни, крупных выставок – а в Воронеже в ту пору не было ни музея, ни серьезных частных коллекций. Только в 1898–1899 году там проходила выставка передвижников, ставшая важнейшим событием культурной жизни города. Увидев картины Репина, Крамского, Шишкина, Поленова, Левитана, Саврасова, Куприн принимает решение поехать учиться туда, где живут, работают и преподают такие мастера.
    В 1902 году Куприн Александр Васильевич приехал в Петербург поступил в частную школу-мастерскую академика Л.Е.Дмитриева-Кавказского, приверженца академической системы преподавания. Однако Петербург оказался для Куприна Александра Васильевича городом чужим и неуютным, к тому же, простудившись еще в дороге, молодой человек никак не мог справиться с болезнью, которая впоследствии привела к туберкулезу. Вынужденный зарабатывать, чтобы оплатить занятия, Куприн Александр Васильевич вначале служил секретарем у одного «богатого дельца», а позднее нашел работу, более соответствующую своим устремлениям – исполнение мозаичных панно для Суворовского музея, работу тяжелую, кропотливую, но хорошо оплачиваемую. Куприн Александр Васильевич много занимался, однако поступить в Академию художеств ему не удалось. Вообще, жизнь в Петербурге тяготила художника, ему казалось, что этот город «сушит человека, а уж если не засушит, то переломает порядочно». В 1904 году Куприн Александр Васильевич переехал в Москву, чтобы поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Для подготовки к экзаменам в Училище Куприн Александр Васильевич брал уроки в студии К.Ф.Юона, и в 1906 году его приняли в фигурный класс, а 1 января 1907 года его перевели в натурный класс, где преподавал К.А.Коровин.
    Куприн Александр Васильевич с воодушевлением начал занятия в классе Коровина, но уже в феврале 1907 года заболел туберкулезом и вынужден был по настоянию врачей уехать в Крым. На даче, где он поселился, был отличный вид на Ялту, гору Ай-Петри, бухту. Крымская природа, горы и море стали важнейшей темой творчества художника.
    В 1908 году врачи разрешили возвратиться в Москву, и Куприн Александр Васильевич возобновил свои занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Вернувшись после вынужденного длительного отпуска, он обнаружил, что в Москве появились молодые художники, стремящиеся стать новаторами в искусстве; на смену выставкам «Союза русских художников» и «Московского товарищества художников», считавшихся наиболее прогрессивными в начале 1900-х годов, пришли «Венок-Стефанос», «Голубая роза», салоны «Золотого руна», где выставлялись рядом современные молодые русские и французские художники. Эти новые веяния проникли и в Училище, студентами которого были в ту пору Михаил Ларионов, Илья Машков, Роберт Фальк, пытавшиеся искать свои пути в искусстве. В такую атмосферу и попал Куприн Александр Васильевич, вернувшись из Гурзуфа. Художник вспоминал об этом времени: «Но вот в 1908 году впервые перед моими глазами мелькнул сильный свет – то Щукинская галерея, галерея Морозова, общение с Ларионовым и «Золотое руно». Впервые я увидел французов-импрессионистов, постимпрессионистов и даже кубистов. Я видел Моне, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Дерена, Брака, Пикассо, Руо, Поля Синьяка, Герена и пр. Эта живопись, эта свежая струя дала мне возможность легче дышать. Это была струя кислорода, или, вернее, большой поток свежей, горной, чистой, как хрусталь, воды. Тут я легко вздохнул. Радость наполнила мою душу и тысячи надежд окрылили меня. Я принялся за работу». В фигурном и натурном классе Куприн Александр Васильевич и его новые товарищи начали с увлечением писать натурщиков в стиле Сезанна, Матисса, Ван Гога, Гогена. Это был бунт. Начался период противостояния учеников и преподавателей, считавших такую живопись «бестактным озорством, глупостями». Ученики не оставались в долгу, называя свою школу «семинарией для учителей рисования». Этот конфликт развивался, и в 1910 году группа учащихся, среди которых был и Куприн Александр Васильевич, уходят из училища. Они считали, что уже нашли свой путь в искусстве: «…живопись, сильная по цвету, форме, с решительностью выражения, с новой манерой письма, свободной, широкой, не кропотливой и не серой, коричневой, а яркой, цветистой, с неимоверным напором устремления и энергии» - вот кредо Куприна Александра Васильевича, сформулированное им.





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 1026 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Воронежа?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    V o r o n e j m e n . r u
     Издательство: Патриот Воронежа.
     Редактор: Бородин Сергей
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: Россия, г. Воронеж, ул. Плехановская, 29
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта voronejmen.ru рассказать о жителях города Воронеж, историе нашего города. Распространяя информацию о городе Воронеж, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь историей города Воронежа, уважайте его жителей.
    Сделаем город Воронеж лучше совместными усилиями
    .